Среда, 15.05.2024, 06:56
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Тема инновационного педагогического опыта: Создание « Школьного этимолого-орфографического словаря русского языка с иллюстрациями».

Тема инновационного педагогического опыта:

 «Формирование учебно-познавательных  и коммуникативных компетенций учащихся через исследовательскую деятельность младших школьников.

Работа по созданию этимолого-орфографического словаря с иллюстрациями».

 Актуальными требованиями к образованию сегодняшнего дня являются построение личностно-ориентированной педагогической системы, личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ребёнке. Этим требованиям как нельзя лучше отвечает технология практической направленности.

    Реализуя «Комплексную целевую программу гимназии по внедрению инновационных технологий», я выбрала технологию исследовательской деятельности, которая активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося, а также формирует учебно-познавательные и коммуникативные компетенции.

     Исследовательская деятельность и  метод проектов в современном  начальном образовании  являются актуальными.

Они учат обучающегося или малую группу выполнять весь запроектированный цикл от начала и до конца: находить, придумывать, разрабатывать, редактировать, защищать и т.д.

   В исследовательской деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы: мотивационный, планирующий - подготовительный, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный.

Совместно с учащимися была выдвинута гипотеза, которая позволяет утверждать, что этимология слова помогает не только узнать его происхождение, но и часто обосновывает его правописание.

   На мотивационном этапе одно из ведущих мест занял кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и специальных методик  Саратовского педагогического института – Патралова  Зоя Сергеевна, которая является автором «Краткого этимолого-орфографического словаря» для студентов и преподавателей высших учебных заведений(2002г.)

   Именно она была тем «факелом», который зажёг во мне, как в учителе, интерес к данной исследовательской деятельности, а я в свою очередь сумела заинтересовать своих учеников и, конечно же, их родителей.

Роль учителя является, безусловно, основной, так как он заявлял общий замысел, создавал положительный настрой.

   Ученики - обсуждали, предлагали свои идеи.

Участники проекта были обозначены, ими стали: научный руководитель, учитель, ученики, родители.

Первый этап был завершён.

На планирующем - подготовительном этапе нужно было сформулировать тему, цель, задачи, разработать план действий.

   Тема проекта. Создание « Школьного этимолого-орфографического словаря русского языка с иллюстрациями».

Цель: помочь детям легче осваивать правописание «словарных слов», а также формировать грамотное письмо.

Задачи: активизировать познавательную деятельность;

   расширять кругозор;

    повышать интерес к изучению русского языка;

    повышать грамотность;

   обогащать лексический запас у учащихся;

   совершенствовать языковые знания, речевые умения и навыки.

План действий: распределение исследуемых слов по группам ребят (3-4чел.); сбор информации о словах – в течение 1 недели; продолжительность исследовательской работы- 3 месяца; отчёт о проделанной работе.

   Лучший материал вошёл в словарь.

Информационно-операционный этап.

Ученики - собирали материал,

              работали с научной литературой и другими источниками,

                  выполняли проект.

Учитель - наблюдал,

              координировал,

              проводил консультации,

                 сам являлся информационным источником.

Рефлексивно- оценочный этап.

Ученики -  представляли проекты (индивидуально или группой);

                участвовали в коллективном обсуждении;

                оценивали результат и процесс работы,

                  осуществляли устную самооценку.

Учитель - выступал участником коллективной  оценочной деятельности.

   После всей предыдущей работы информация была отправлена на рецензию в педагогический институт на кафедру русского языка и литературы.

Разработка словаря от первой до последней буквы: компьютерная вёрстка,

макетирование, художественное оформление, издание, конечно же, легли на плечи учителя, который должен был овладеть не только методом проектов и исследовательской технологией, но и тонкостями издательской деятельности.

   Итог проекта - «Этимолого-орфографический словарь русского языка с иллюстрациями».

1 страница с аннотацией

Введение

Лексикографические источники

Условные сокращения

Страница словаря, которая включает в себя:

1.иллюстрацию

2.само слово (в котором стоит ударение, выделена орфограмма, окончание в Р. п., род)

3.толкование(1,2 лексических значений)

4.этимология (сжатая)- доступная для данного возраста.

5.вывод по словарной статье начинается со слов «Орфограмма проверяется…»

Алфавитный указатель.

   Наша  исследовательская деятельность на этом не закончилась, т.к. после того как был издан словарь и он оказался в руках участников проекта, работа в данном направлении продолжилась, с вновь пришедшими ребятами мы придумали дидактическую игру «Этимолого - орфографическая служба спасения» - ЭОСС.

    Эта табличка появляется на уроке, если нужно познакомиться с новым словарным словом, написание которого можно объяснить с помощью этимологии.

     Был разработан порядок работы со словарём (в словаре дети решили находить «рецепты» лечения «слабого места» словарного слова).

Далее были разработаны таблицы-опоры, которые способствуют быстрому запоминанию правописания  словарных слов.

     Умело организованная работа способствует: повышению грамотности, формированию навыков самостоятельной работы с книгой, обогащению лексического запаса у учащихся, активизации познавательной деятельности, повышению интереса к изучению русского языка.

     Из выше изложенного материала  следует вывод, что исследовательская деятельность направлена на формирование у младших школьников  ряда коммуникативных умений – умение спрашивать, выражать свою  точку зрения, договариваться, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, делать конструктивные замечания. 

      Выше перечисленные качества важны для успешного продолжения образования в основной школе. Мои ученики имеют высокий процент качества по русскому языку, наблюдается стойкий интерес к предметам гуманитарного цикла. Психолог отмечает высокий потенциал уровня развития познавательной активности у учащихся.   

Главной единицей педагогического воздействия на уроках является учебная задача, где всё предметное содержание строится через систему учебных целей. Особый упор делаю на развитие мышления, творческих способностей, самостоятельности детей. Отличительной чертой уроков является оперативность, целевая направленность, использование различных форм контроля и самоконтроля, осуществление всестороннего развития логических способностей. Благодаря внедрению инновационных технологий деятельность учащихся активно возрастает. Анализ успеваемости выпускников 4 класса 2008 года показывает, что 100% выпускников занимаются на "отлично" и "хорошо".

Одним из показателей успешности деятельности учителя по реализации поставленных задач является успеваемость  и качество знаний учащихся.

 

       В 2007 году 3 ученика 4 класса приняли участие в районном творческом конкурсе по русскому языку «Радуга слова»  и 2 из них стали победителями.

        В 2007 году Баринова Ксения выпустила собственную книгу «Мила Алимова и волшебство Алмаза Света», в которой 68 страниц.

     Применение новых образовательных технологий позволило обучающимся участвовать в мероприятиях не только гимназического уровня, но и районного, регионального и всероссийского уровня.

Использование компьютера, мультимедийного проектора, сети Интернет на уроках позволяет мне решать целый ряд дидактических задач:

·        тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях;

·        формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети Интернет;

·        совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся;

·        автоматизировать языковые и речевые действия;

·        формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению различных предметов.

 Проблемное обучение формирует умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль, находить варианты решения проблемы, что способствует формированию социальной компетенции. Примером данной технологии служит приём педагогической техники на уроках русского языка "Лечение слабого места в слове". Приём "лечения" используется мною с самых первых дней изучения русского языка. Мы "лечим" слабые места в словах. Я решила заменить слово "проверять" на слово "лечить" - результат не заставил себя ждать. Ученики с удовольствием  "лечат"  слова, находят "рецепт лечения" слова (проверочное). Предлагают свои варианты «лечения» и после обсуждения выбирается наиболее подходящий вариант.

      

Категория: Мои статьи | Добавил: Фроловаела (12.08.2011)
Просмотров: 2835 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: