Среда, 15.05.2024, 19:15
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Статья о роли нового пособия по русскому языку в начальной школе.

Е.А. Фролова,

 учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

 МОУ «Гимназия №8»г. Энгельса,

 Саратовской области

 

Роль «Школьного этимолого-орфографического словаря русского языка с иллюстрациями» в обучении орфографии младших школьников (в норме и патологии)

Работа со словарным запасом – одна из сторон развития речи учащихся. Научить правильно писать школьников слова с непроверяемыми орфограммами – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителями коррекционной и массовой школ.

Число слов с непроверяемыми написаниями растёт с каждым годом обучения. Правильное написание наиболее употребительных из этих слов должно быть усвоено всеми учащимися. К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие коррекционную и массовую школы, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. В этом и заключается актуальность данной темы.

Отдельными сторонами этой проблемы занимались следующие учёные: В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, А.М. Пешковский, А.К. Аксёнова, З.С. Патралова,  М.Ф. Гнездилов и многие другие.

Для обучения учащихся написанию слов с непроверяемыми орфограммами учителю необходимо опираться на уже имеющийся опыт и использовать в своей работе различные методы и приёмы, работать над значением «трудных» слов.

Одним из таких весьма эффективных приёмов является этимологический анализ, благодаря которому значительно повышается орфографическая грамотность, обогащается словарный запас учащихся, расширяется их кругозор.

Рациональной организации на уроке этимологического анализа слов посвящён целый ряд методических разработок. В помощь учителю созданы ценные пособия по этимологии: Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская «Краткий этимологический словарь русского языка», «Словарь иностранных слов», под редакцией И.В. Лёхина и профессора Ф.Н. Петрова, З.С. Патралова, Т.А. Бочкарёва, Н.В. Павлова «Краткий этимолого-орфографический словарь», В.П. Канакина «Работа над трудными словами в начальных классах», О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Словарные слова 1 – 4» и другие.

Мы разработали своё учебное пособие «Школьный этимолого-орфографический словарь русского языка с иллюстрациями», который, по нашему мнению, будет являться хорошим помощником в работе учителей и учеников, как коррекционных школ, так и массовых.

В отличие от существующих этимологических словарей, которые раскрывают происхождение слова, и орфографических, в которых даётся правильное написание слова, «Школьный этимолого-орфографический словарь русского языка с иллюстрациями» не только объясняет этимологию слова, но и обосновывает с её помощью правописание. Каждое слово сопровождается иллюстрацией, так как детская природа требует наглядности. «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он долго будет мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их налету. Необходимо, чтобы предмет или рисунок с его изображением непосредственно стоял перед глазами ученика и сильно врезался в его память» (К.Д. Ушинский).

Такой способ семантизации «от предмета, его изображения – к слову» соответствует детской возрастной психологии. Поэтому, именно «Школьный этимолого-орфографический словарь русского языка с иллюстрациями» особенно необходим на начальном этапе обучения.

Какие лингвистические словари необходимы учащимся начальных классов? Хорошие и разные. Начнём с разных. Два словаря для современной начальной школы, конечно, мало. Кроме орфографического и толкового, нужны словари и орфоэпический, и этимологический, и иностранных слов, и словообразовательный, и синонимов, и антонимов. Думаю, можно назвать ещё ряд лингвистических словарей. Таких же как у взрослых, только для детей. Значит, ещё лучше!

В школьных программах формулируется требование обучать учеников умению пользоваться словарями. Пользование словарями без обучения специальному умению не дает желаемых результатов. В то же время учитель, не включающий словари в процесс обучения русскому языку, уже сейчас оказывается во вчерашнем дне методики, так как за последние 10 - 12 лет создана школьная лексикография, практически так или иначе обеспечивающая все разделы курса «русский язык»; создаются учебники и совершенствуется   методика   с   учетом возможности использования этой справочной литературы, в методике происходит движение в сторону обучения школьников умениям и навыкам самостоятельной работы и подготовки их к самообразованию.

С другой стороны, разумеется, нельзя не высказать беспокойства по поводу того, что вышедшие в свет школьные словари не удовлетворяют полностью потребность в них, так как школьным словарем должен быть обеспечен каждый школьник.

Однако, несмотря на объективные трудности, работу со словарями нужно начинать, при этом можно добиться в ней значительных успехов. Но для того, чтобы имеющиеся в распоряжении учителя и учеников словари стали «работать», нужен переворот в сознании прежде всего учителя. В чем же, на наш взгляд, учителю необходимо пересмотреть свои установки?

Во-первых, умение работать со справочной лингвистической литературой имеет свою структуру, в   соответствии с которой строится методика работы со словарями.

Все задания по работе со словарями на первом и частично на втором годах обучения мы подчиняем одной цели: заложить умение работать со словарями структурно и отработать его элементы. Учителю, как правило, не хочется «тратить» на это драгоценное время урока. Опыт же показывает, что после 3 - 4 уроков   происходит перелом   и   в сознании учителя, и в сознании ученика: ученики перестают бояться словаря и пытаются уже всеми силами завладеть    им    на    уроке,    а    учитель понимает, что такая работа - не пустая трата времени и «уход от языка», а именно углубленная работа над языком.

Во-вторых, чтобы добиться успехов в обучении, словесникам придется перестраивать и свои представления о том, как должны читать их ученики.

Словари же относятся информатикой к документам. Язык документов не является языком естественным, язык их особый  - информационный, формализованный, кодированный, предопределяющий и технику чтения, а именно использование различных видов чтения.

Назовём два из них. Просмотровое чтение, которое предусматривает умение быстро просмотреть книгу; статью и т. п. с тем, чтобы получить самое общее представление о ее содержании. Сканирование – быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, даты, фамилии,    формулировок    и    т. п.

В - третьих, необходима, наконец, ломка традиционных представлений о том, что   на   уроке русского языка нужно как можно больше писать. Речь человека имеет четыре ипостаси: слушание и говорение (устные формы), чтение и письмо (письменные формы). Вряд ли нужно специально убеждать учителя в важности для человека быть чутким слушателем, умеющим понимать чужую речь, искусным оратором или пропагандистом, тактичным собеседником, проповедником своих убеждений и т. п. Тем не менее, на уроках родного языка эти виды речевой деятельности явно ущемляются, как и чтение, о чем речь уже шла.

В–четвёртых, часто учителя используют  школьный орфографический словарь, как наиболее простой и доступный для школьников словарь, который имеется в достаточном количестве в любом кабинете русского языка. Его можно использовать и как справочник правил русского правописания, как орфоэпический словарь, а также частично, как справочное пособие и справочник по морфологии.

На наш взгляд орфографический словарь как раз таки не является  самым простым словарём, а вот «Школьный этимолого-орфографического словарь русского языка с иллюстрациями» должен стать самым первым и доступным пособием, которое научит младших школьников коррекционной и массовой школ: 1) пользоваться словарём; 2) получать нужную информацию по толкованию, написанию и происхождению слов.

Наш словарь поможет учителю, ученику и родителям за короткий срок выдать наглядную, лексическую, орфографическую и этимологическую информацию о том или ином слове с непроверяемыми орфограммами.

Словарная страница нашего пособия состоит из нескольких частей. Основное место в ней занимает иллюстрация, которая помогает лучше понять семантику слова, его употребление в речи. Она может быть цветная или чёрно-белая. Если цветная, то наиболее полно, целостно и закончено передаст смысл и значение слова, а чёрно-белая иллюстрация позволяет проявить некую творческую самостоятельность детям, так как можно предложить учащимся её раскрасить цветными карандашами, тем самым ещё лучше закрепить и полученную лексическую информацию, и поработать над мелкой моторикой руки.

Напрашивается следующий вывод о том, что учитель, имея любой словарь, будь он цветной или чёрно-белый, всегда может получить положительный результат, благодаря своему педагогическому мастерству.

Помимо иллюстрации, на странице немаловажное место занимает словарная статья, которая состоит из нескольких частей.

В первой части называется заголовочное слово статьи (слово выделено большими буквами) и даётся толкование его современного лексического значения. У многозначного слова объясняется два и более значений, в которых оно может употребляться.

Вторую часть составляет этимологическая справка, в которой сообщается язык – источник происхождения слова, толкуется первоначальное значение слова (оно заключено в кавычки), называются слова, исторически родственные данному, выделяется слово или морфема с опорным написанием.

Третья часть уникальна тем, что в ней обосновывается правописание с помощью этимологии. Данная часть начинается во всех словах с одной и той же фразы: «Орфограмма проверяется…». Например:

«КАПУ́СТА, -ы, ж.

Огородный овощ, растущий обычно кочаном, то есть шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.

Из лат. cáput (ка́пут) – «голова, кочан».

Орфограмма проверяется лат. cáput (ка́пут) – «голова»».

Использовать данный словарь следует на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке:

1. Постановка цели; 2. Предъявление слова с окошечком. Поиск и чтение его в алфавитном указателе словаря (назвать страницу, на которой оно находится); 3. Уточнение его значения: а) рассматривание иллюстрации; б) чтение толкования слова и соотнесение с иллюстрацией; 4. Чтение и анализ этимологической справки в словаре. Краткая схематическая запись её на доске, в тетрадях; 5. Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове; 6. Подбор однокоренных слов; 7. Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, опираясь на иллюстрацию словаря (комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания).

Этимолого-орфографическая работа на уроках русского языка с использованием «Школьного этимолого-орфографического словаря русского языка с иллюстрациями» в коррекционной и массовых школах имеет большое значение для обучения школьников. Это подтвердило и проведённое нами экспериментальное исследование.

В нём принимали участие две группы детей:

I группа: дети с интеллектуальной недостаточностью, учащиеся II класса коррекционной школы № 6 г. Энгельса, в количестве 10 человек.

II группа: дети с нормальным интеллектом, учащиеся I класса гимназии № 8 г. Энгельса, в количестве 10 человек.

Первый этап эксперимента состоял в том, что учащимся предлагалось написать диктант, состоящий из 10 «трудных» слов, которые не проверяются традиционным способом. Для экспериментального исследования использовались слова с непроверяемыми гласными, которые по программе русского языка должны быть усвоены детьми в массовых школах в I классе, в коррекционной школе во II классе.

И учащимся с нормальных интеллектом, и учащимся с недостатками умственного развития для написания были даны одни и те же слова: арбуз, капуста, коньки, лопата, малина, пенал, петух, солдат, карандаш, январь.

Предлагаемые слова были продиктованы учителем орфоэпически и в одном и в другом классе одинаково, а детям необходимо было написать их орфографически, опираясь на свой жизненный опыт и уже полученные знания.

В первом диктанте умственно отсталые школьники допустили 34% ошибок, из них 15% орфографических и 19% логопедических, школьники с нормальным интеллектом – 19,5%, из них орфографических – 16%, логопедических – 3,5%. После проведения традиционной словарной работы был устроен ещё один диктант, где уровень грамотности у умственно отсталых школьников увеличился на 12%, на 8% орфографических и на 4% логопедических, т.е. ошибок стало 22%, из них орфографических – 7%, логопедических – 15%, тогда как дети с нормальным интеллектом допустили лишь 4% ошибок, из них орфографических – 3%, логопедических – 1%.

Затем мы провели этимолого-орфографическую словарную работу с использованием «Школьного этимолого-орфографического словаря русского языка с иллюстрациями», после которой учащиеся написали третий диктант. Дети с нормальным коэффициентом умственного развития не допустили ошибок (0%), а дети с интеллектуальной недостаточностью – лишь 8%. Таким образом, уровень грамотности написания данных слов у умственно отсталых школьников увеличился на 26%, а у школьников с нормальным коэффициентом умственного развития увеличился на 19,5% .

Результаты проведённого нами исследования говорят о целесообразности использования данного словаря на уроках русского языка . Умело организованная работа со словарём будет способствовать развитию логического мышления учащихся, формированию у них навыков самостоятельной работы с книгой, активизации познавательной деятельности детей, расширению их кругозора, повышению интереса к изучению русского языка, обогащению лексического запаса у учащихся, также работа позволит  повысить грамотность, совершенствовать языковые знания, речевые умения и навыки.

Для получения положительных результатов при проведении этимолого-орфографической словарной работы с использованием «Школьного этимолого-орфографического словаря русского языка с иллюстрациями», на наш взгляд, важны следующие рекомендации: 1. Развивать у учащихся навык пользования словарём; 2. Научить разбираться в структуре словарной статьи; 3. Перестроить свои представления о том, как должны читать ученики, т.е. изменение способа чтения при работе со словарём (просмотровое чтение, сканирование, изучающее, ознакомительное); 4. Работать со словарём необходимо систематически при изучении новых слов на уроке; 5. Оптимальное количество слов за урок, объяснённых с помощью «Школьного этимолого-орфографического словаря русского языка с иллюстрациями» не должно превышать одного; 6. Процесс презентации слова, по возможности, должен опираться на работу всех анализаторов; 7. Объяснение значения и правописания слова должно закрепляться постоянным повторением, включением в различные виды упражнений; 8. Развивать у учащихся потребность в использовании других словарей, без которых в случаях затруднения или спорных вопросах обойтись нельзя (для детей с интеллектуальной недостаточностью – по возможности).

В заключении отметим роль справочного пособия, каким является «Школьный этимолого-орфографического словарь русского языка с иллюстрациями», в интегрированных занятиях в начальной коррекционной и массовой школах. По сути дела, его словарные статьи являются теми связующими звеньями, которые углубляют, уточняют одни и те же понятия из разных учебных предметов, знакомят с ещё неизвестными ребёнку значениями, происхождениями. Всё это формирует мыслительные операции, развивает речь, обогащает ребёнка знаниями.

 

Литература:

 

1..Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. -М.: Просвещение, 1987.

2.Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. Книга для учащихся. 3-е изд. испр. и доп. М., Просвещение, 1986.

3.Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. М., 1960.

4.Патралова 3. С. Этимолого-орфографическая работа на уроках русского языка массовых и коррекционных школ. Саратов, 2000.

Категория: Мои статьи | Добавил: Фроловаела (12.08.2011)
Просмотров: 4738 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: