Главная » Статьи » Мои статьи |
Актуальными требованиями к образованию сегодняшнего дня являются построение личностно-ориентированной педагогической системы, личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ребёнке. Этим требованиям как нельзя лучше отвечает технология деятельностного подхода. Реализуя «Комплексную целевую программу гимназии по внедрению инновационных технологий», я выбрала технологию исследовательской деятельности, которая активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося, а также формирует универсальные учебные действия (УУД). Исследовательская деятельность и метод проектов в современном начальном образовании являются актуальными. Они учат обучающегося или малую группу выполнять весь запроектированный цикл от начала и до конца: находить, придумывать, разрабатывать, редактировать, защищать и т.д. В исследовательской деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы: мотивационный, планирующий - подготовительный, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный. Совместно с учащимися была выдвинута гипотеза, которая позволяет утверждать, что лексическое значение слова «создаётся» путём взаимодействия и слияний в единое целое присущих отдельным морфемам, составляющим данное слово. Морфемам, как установлено многочисленными лингвистическими исследованиями, свойственно семантико-словообразовательное и грамматическое значения. Лексическое значение слова «создается» путем взаимодействия и слияний в единое целое присущих отдельным морфемам, составляющим данное слово. В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые, так и школьники смысл неизвестного слова часто стремятся раскрыть на основе членения его на морфемы и установления семантической связи с известным однокоренным словом. «Тенденция самостоятельно раскрывать значения неизвестных слов, - пишет А. Н. Гвоздев, — путем расчленения их на морфологические части является очень мощной и постоянно действующей... С ее помощью легко усваиваются многие слова литературного языка во время обучения в школе» [Гвоздев А. Н., 1958. С. 110]. На мотивационном этапе одно из ведущих мест занял УМК «Планета знаний», который поспособствовал началу исследовательской деятельности. Роль учителя является, безусловно, основной, так как он заявлял общий замысел, создавал творческий и положительный настрой на работу. А также немаловажное место в данной работе отводится кандидату филологических наук, доценту кафедры русского языка, литературы и специальных методик Саратовского педагогического института – Патраловой Зое Сергеевне, которая является рецензентом справочного пособия «Волшебный мир приставок и суффиксов». Ученики - обсуждали, предлагали свои идеи. Участники проекта были обозначены, ими стали: научный руководитель, учитель, ученики, родители. Первый этап был завершён. На планирующем - подготовительном этапе нужно было сформулировать тему, цель, задачи, разработать план действий. Тема проекта. Создание справочного пособия «Волшебный мир приставок и суффиксов». Цель: помочь детям легче осваивать тему «Состав слова», понимание особенностей морфемного состава слова и словообразования для формирования чувства языка. Задачи: — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке между лексическим значением слова в его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря учащихся; - формирование у учащихся активного отношения к слову, подводят к пониманию закономерностей развития языка; - углубление их представлений о связях между предметами, процессами, имеющими место в окружающей жизни; - максимально способствовать не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию у них осознанного употребления в контексте слов с определенными приставками и суффиксами; - создать в учебном процессе такие условия, при которых усвоение знаний сочетается с формированием адекватных им умственных действий. План действий: распределение исследуемых морфем; сбор информации о морфемах – в течение 1 месяца; продолжительность исследовательской работы-1 год; отчёт о проделанной работе. Лучший материал вошёл в справочное пособие. Информационно-операционный этап. Ученики - собирали материал, работали с научной литературой и другими источниками, выполняли проект. Учитель - наблюдал, координировал, проводил консультации, сам являлся информационным источником. Рефлексивно - оценочный этап. Ученики - представляли проекты (индивидуально или группой); участвовали в коллективном обсуждении; оценивали результат и процесс работы, осуществляли устную самооценку. Учитель - выступал участником коллективной оценочной деятельности. После всей предыдущей работы информация была отправлена на рецензию в педагогический институт на кафедру русского языка и литературы. Разработка справочного пособия от первой до последней буквы: компьютерная вёрстка, макетирование, художественное оформление, издание, конечно же, легли на плечи учителя, который должен был овладеть не только методом проектов и исследовательской технологией, но и тонкостями издательской деятельности. Итог проекта – выпуск справочного пособия «Волшебный мир приставок и суффиксов». 1 страница с аннотацией Введение Лексикографические источники Страница словаря, которая включает в себя: 1.иллюстрацию-ассоциацию к морфеме 2. морфему (приставку или суффикс) 3.толкование(1,2 лексических значений) доступное для данного возраста. 4. список слов с данной морфемой ( не менее 20 слов) 5.Рефлексии учеников. Алфавитный указатель. Умело организованная работа способствует: повышению грамотности, формированию навыков самостоятельной работы с книгой, обогащению лексического запаса у учащихся, активизации познавательной деятельности, повышению интереса к изучению русского языка. Из выше изложенного материала следует вывод, что исследовательская деятельность направлена на формирование у младших школьников универсальных учебных действий (УУД). Выше перечисленные качества важны для успешного продолжения образования в основной школе. Литература: 1..Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. -М.: Просвещение, 1987. 2.
Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. М., 1958, Ч. 1. 4. Кудряшёва (Таратова) М. Г. Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения // Начальная школа. 2001. № 10. С. 71. 5.
Лоншакова А. А. Состав слова // Начальная школа. 2003. № 9. С. 38. 9.Рочко Т. А. Морфемный и словообразовательный разбор слова // Еженедельник "Русский язык" издательского дома "Первое сентября". N 25/2001 | |
Просмотров: 2245 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |