Среда, 15.05.2024, 06:16
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Работа по созданию справочного пособия для младших школьников «Волшебный мир приставок и суффиксов

 

Актуальными требованиями к образованию сегодняшнего дня являются построение личностно-ориентированной педагогической системы, личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ребёнке. Этим требованиям как нельзя лучше отвечает технология деятельностного подхода.

Реализуя «Комплексную целевую программу гимназии по внедрению инновационных технологий», я выбрала технологию исследовательской деятельности, которая активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося, а также формирует универсальные учебные действия (УУД).

Исследовательская деятельность и  метод проектов в современном  начальном образовании  являются актуальными.

Они учат обучающегося или малую группу выполнять весь запроектированный цикл от начала и до конца: находить, придумывать, разрабатывать, редактировать, защищать и т.д.

В исследовательской деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы: мотивационный, планирующий - подготовительный, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный.

Совместно с учащимися была выдвинута гипотеза, которая позволяет  утверждать, что лексическое значение слова «создаётся» путём взаимодействия и слияний в единое целое присущих отдельным морфемам, составляющим данное слово.

Морфемам, как установлено многочисленными лингвистическими исследованиями, свойственно семантико-словообразовательное и грамматическое значения. Лексическое значение слова «создается» путем взаимодействия и слияний в единое целое присущих отдельным морфемам, составляющим данное слово.

В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые, так и школьники смысл неизвестного слова часто стремятся раскрыть на основе членения его на морфемы и установления семантической связи с известным однокоренным словом. «Тенденция самостоятельно раскрывать значения неизвестных слов, - пишет А. Н. Гвоздев, — путем расчленения их на морфологические части является очень мощной и постоянно действующей... С ее помощью легко усваиваются многие слова литературного языка во время обучения в школе» [Гвоздев А. Н., 1958. С. 110].

На мотивационном этапе одно из ведущих мест занял УМК «Планета знаний», который поспособствовал началу исследовательской деятельности. Роль учителя является, безусловно, основной, так как он заявлял общий замысел, создавал творческий и  положительный настрой на работу.

А также немаловажное место в данной работе отводится кандидату филологических наук, доценту кафедры русского языка, литературы и специальных методик  Саратовского педагогического института – Патраловой  Зое Сергеевне, которая является рецензентом  справочного пособия «Волшебный мир приставок и суффиксов».  

Ученики - обсуждали, предлагали свои идеи.

Участники проекта были обозначены, ими стали: научный руководитель, учитель, ученики, родители.

Первый этап был завершён.

На планирующем - подготовительном этапе нужно было сформулировать тему, цель, задачи, разработать план действий.

Тема проекта. Создание справочного пособия «Волшебный мир приставок и суффиксов».

Цель: помочь детям легче осваивать тему «Состав слова», понимание особенностей морфемного состава слова и словообразования для формирования чувства языка.

Задачи: — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке между лексическим значением слова в его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря учащихся;

- формирование у учащихся активного отношения к слову, подводят к пониманию закономерностей развития языка;

- углубление их представлений о связях между предметами, процессами, имеющими место в окружающей жизни;

- максимально способствовать не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию у них осознанного употребления в контексте слов с определенными приставками и суффиксами;

- создать в учебном процессе такие условия, при которых усвоение знаний сочетается с формированием адекватных им умственных действий.

План действий: распределение исследуемых морфем; сбор информации о морфемах – в течение 1 месяца; продолжительность исследовательской работы-1 год; отчёт о проделанной работе.

Лучший материал вошёл в справочное пособие.

Информационно-операционный этап.

Ученики - собирали материал,

работали с научной литературой и другими источниками,

выполняли проект.

Учитель - наблюдал,

координировал,

проводил консультации,

сам являлся информационным источником.

Рефлексивно - оценочный этап.

Ученики -  представляли проекты (индивидуально или группой);

участвовали в коллективном обсуждении;

оценивали результат и процесс работы,

осуществляли устную самооценку.

Учитель - выступал участником коллективной  оценочной деятельности.

После всей предыдущей работы информация была отправлена на рецензию в педагогический институт на кафедру русского языка и литературы.

Разработка справочного пособия  от первой до последней буквы: компьютерная вёрстка, макетирование, художественное оформление, издание, конечно же, легли на плечи учителя, который должен был овладеть не только методом проектов и исследовательской технологией, но и тонкостями издательской деятельности.

Итог проекта – выпуск  справочного пособия  «Волшебный мир приставок и суффиксов».

1 страница с аннотацией

Введение

Лексикографические источники

Страница словаря, которая включает в себя:

1.иллюстрацию-ассоциацию к морфеме

2. морфему (приставку или суффикс)

3.толкование(1,2 лексических значений) доступное  для данного возраста.

4. список слов с данной морфемой ( не менее 20 слов)

5.Рефлексии учеников.

Алфавитный указатель.

Умело организованная работа способствует: повышению грамотности, формированию навыков самостоятельной работы с книгой, обогащению лексического запаса у учащихся, активизации познавательной деятельности, повышению интереса к изучению русского языка.

Из выше изложенного материала  следует вывод, что исследовательская деятельность направлена на формирование у младших школьников  универсальных учебных действий (УУД).   

Выше перечисленные качества важны для успешного продолжения образования в основной школе.

Литература:

1..Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. -М.: Просвещение, 1987.

2. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. М., 1958, Ч. 1.
3. Жуковская О. А. Словообразовательный анализ как средство повышения грамотности учащихся // Русский язык в школе. 1968. № 5.

4. Кудряшёва (Таратова) М. Г. Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения // Начальная школа. 2001. № 10. С. 71.

5. Лоншакова А. А. Состав слова // Начальная школа. 2003. № 9. С. 38.
6. Лопатин В. В. Морфемика // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
7. Львов М. Р. В поисках новых решений. К спорам об изучении приставок и суффиксов // Начальная школа. 2001. № 1. С. 15 - 16.
8. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.

9.Рочко Т. А. Морфемный и словообразовательный разбор слова // Еженедельник "Русский язык" издательского дома "Первое сентября". N 25/2001

Категория: Мои статьи | Добавил: Фроловаела (12.08.2011)
Просмотров: 2245 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: